Читай

О книге М.Диденко "Психофизиологические основы рукопашного боя"

Эта книга должна понравиться тем, кто выбирает секцию для приобретения навыков самозащиты. Автор доказывает, что достижение звания Мастер спорта или приобретение чёрного пояса не даёт автоматических гарантий победы в уличной драке. Здесь растолкована разница между спортом и самообороной, читателю заданы важные вопросы: чего он на самом деле хочет и какой ценой готов приобрести желаемое? И тут же даны подсказки как войти в согласие с внутренним миром и тренироваться без саморазрушения, с чего начать построение системы собственной безопасности?

Практические советы окажутся полезны и начинающим тренерам, особенно в той части, где Михаил Диденко делится опытом как избавлять своих учеников от страха экстремальной ситуации.

Эта книга несомненно вызовет раздражение сенсеев, обучающих якобы "древним системам Востока" и "смертельным стилям спецназа". Потому что справедливая критика автора разрушает мифы, позволяющие таким делягам наживаться на неосведомлённости граждан. И как следствие прозрения, люди подходят к выбору единоборства столь же осознанно и прагматично, как к покупке автомобиля - с учётом цены, гарантийного срока и условий эксплуатации.

Рекомендую к прочтению всем, кто начал постижение науки самозащиты!

Величко Сергей,
руководитель московского Центра штурмового боя

 

Глава из книги Михаила Диденко
"Психология и практика уличной схватки. Система психофизического боя"

ТЕХНИЧНОСТЬ И ТЕХНИКА

Что такое техника и что такое техничность. У слова техника есть два определения: это либо набор движений какой-либо школы («Он показывал технику Богомола южных стилей»), либо умение правильно и точно выполнять какие-либо действия, движения, приемы («У этого спортсмена классная техника»). Второе значение близко к понятию «техничный» - то есть, такой, который двигается ловко, быстро, правильно.

Есть мнение, что понятие «техничность» было, грубо говоря, придумано спортивными федерациями и судьями, так как настоящие поединки они проводить не могут в принципе, но при этом всем нужны какие-то критерии победы или превосходства какого-либо спортсмена. Нужно же за что-то начислять очки. Стали начислять за «технику» - есть техника выполнения какого-либо приема, броска, удара – то есть, наиболее правильное, с биомеханической точки зрения, выполнение этого элемента или связки элементов. С одной стороны это верно – чем более чисто выполнено какое-либо движении, тем более оно по идее правильно и эффективно. Но так бывает не всегда. Не то что на улице, даже на ринге, в соревнованиях по миксфайту бывают очень корявые и размашистые бойцы, которые, тем не менее, побеждают и выигрывают (пример, Вячеслав Дацик, он же Рыжий Тарзан). А примеры классически правильного выполнения какого-либо приема бывают настолько редки, что комментаторы считают нужным выделить это. На это можно возразить, что нельзя по одному миксфайту (смешанным боям) судить о всех спортивных, боевых, традиционных единоборствах в целом, но на сегодняшний день именно миксфайт является самым раскрученным и известным примером объединения борцовских и ударных техник вкупе с общим физическим развитием спортсмена. А для наиболее эффективного реагирования человек должен знать хотя бы по минимуму все – броски, удары, заломы, выведения из равновесия и т.п.

В современных русских стилях ситуация с техникой сложилась парадоксальная. С одной стороны внешне всегда декларировалось, что это свободный, «бесформенный» стиль – то есть, без форм – то есть, без техники, без связок, без ката и т.п. Есть просто принципы, на основе которых каждый нарабатывает свою личную манеру. Но с другой в реальности мы часто видим, что все попросту наоборот – мастер заставляет своих учеников двигаться так как двигается он сам, нарушая один из главнейших принципов – индивидуальности и построения личной боевой системы ученика, подходящей именно ему, на основе его телосложения и его психотипа. Второе еще хуже – ученики «катают» некую «технику» - то есть, те движения, которые им дают на семинарах и которые они видят на видео. Тем самым получается, что они отрабатывают приемы (!), что коренным образом противоречит самой идее рукопашного боя. Если бы они отрабатывали кулачный бой или борьбу (это было бы совсем другое), но рукопашный бой – это более высшая ступень, ступень со своими законами и правилами.

На самом же деле все эти движения, которые даются на семинарах – лишь примеры русской пластики, на которой построен русский рукопашный бой. Но это рекомендации, а не догмы, так как догм в русском рукопашном бою нет и быть не может. Все сугубо лично и индивидуально. Это просто образцы действия, того как оно бывает и может быть, но вовсе не как должно быть! А люди двигаются как-то вихлясто и размашисто, думая, что, таким образом, они движутся «по-русски», пытаются переносить в спарринг движения из народного танца, не понимая, что на семинарах инструкторы показывают вихлястые движения специально, подчеркивая и выпячивая, таким образом, специфическую русскую пластику – которая в бою трансформируется в жесткую и предельно категоричную боевую манеру. То же и с танцами – танцы, это просто пример народной пластики и – следовательно – движений в пошедшей из народа рукопашке. Но танец – это не рукопашный бой. Танец – это танец. Мужской народный пляс дает ощущение «задора молодецкого», воспитывает и развивает лихость, удальство. Он может быть и соревнованием двух человек, как раскрученная капоэйра, но в отличие от капоэйры может быть полуконтактным, с дружескими ударами и бросками. В конце концов, танец это просто весело! Это телесное раскрепощение, расслабление, снятие стресса. Сегодня, как и тысячи лет назад люди пляшут ради веселья. Скажу больше – танцы и движения, даваемые на семинарах, зачастую служат лишь одной цели – пробуждению той самой генетической памяти, о которой мы столько уже говорили. И здесь мы опять приходим к тому первобытному человеку, которого никто не учил вроде драться, но который это почему то умеет.

А целью русского рукопашного боя для данного конкретного человека является вовсе не умение двигаться «разухабисто», наносить «рабоче-крестьянские» удары и перестукивать сапогами. Целью является создание Личной Боевой Системы, которая может быть основана на каких угодно движениях и действиях из каких угодно систем – да хоть бы из карате. Главное, чтоб помогало.

В связи с этим хочется изложить трагикомичную исповедь какого-то бедолаги на одном из бесчисленных интернет-форумах, посвященных одному из направлений русской рукопашки – он говорил, что раньше занимался карате, теперь переключился на русский «мягкий» стиль. Но вот незадача – в экстремальных ситуациях у него автоматически вылезают прежние каратистские навыки. Да, они ему помогают, все получается, но ведь это же не «русские» движения! Это ж неправильно! И человек говорит, что старается переломить себя, но вот пока что-то не получается… Как говорится, без комментариев.

Человек реагирует на рефлексах. Я полностью отпускаю себя, даю полный простор и волю своему телу. Я ему верю, поэтому не допытываюсь, не допрашиваю его, что оно намерено сделать в следующий момент. Оно не раз меня выручало и поэтому заслужило право на безоговорочное и безусловное уважение и почтение. Поэтому и нельзя применить рукопашку в спорте, так как спорт, как мы уже выяснили, это сознание, а рукопашка основана на рефлексах. В спорте нельзя калечить противника, поэтому у поединщика всегда включен внутренний контроль. Но контроль означает прекращение телесной свободы – надо контролировать себя, думать… Это уже не работа на рефлексах. Единственный вид спорта, который максимально близко соответствует идее русской рукопашной схватки – штурмовой бой. Но, увы, не более того. Хотя, и этот отдельный элемент стоит его изучения. Но об этом ниже.

И никто не говорит, что надо заниматься только стилем, который вам ближе всего генетически и якобы совсем нельзя заниматься чужестранным. Другое дело, что, занимаясь первым стилем, вы получаете (по идее!) гораздо больше шансов на победу. Но все в нашем мире сугубо индивидуально.

« назад